Сегодня 25 сентября в США отмечают «Национальный день комиксов». В этой стране комиксы – это целая культура, сопровождающаяся массой ежегодных мероприятий (фотографии с Comic-Con 2014 в Сан-Диего). По другую сторону океана рисованные новеллы не так популярны, хотя в последние годы подвижки заметны. Такая ситуация выглядит несколько странной, если учесть, что комиксы были придуманны именно в Европе:

Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)».

«Аллилуй» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.

В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуя» насчитывала 48 картинок).

В 1830—1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена.

Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро.

После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет «Поливальщика» из таких альбомов с картинками.

Многие люди зачем-то сравнивают между собой традиционную литературу и комиксы. Но для чего? Это разные направления искусства, имеющие свои преимущества и недостатки.

Лично мне комиксы по душе. Они позволяют достаточно точно увидеть мир и персонажей именно так, как их представлял себе автор и составить точную картину происходящего.