Романтическая история белорусского киберспорта


В Минске прошли финалы Starladder по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive. Событие знаковое, можно сказать Чемпионат мира. Лучше коллективы со всей планеты съехались в столицу Беларуси, чтобы разыграть призовые места. Проходило все в Минск-Арене, организаторам удалось продать все билеты. Это очень классно. Во-первых, не каждый день в Синеокой проходят мероприятия такого уровня, а, во-вторых, на лицо заинтересованность белорусской публики.

Но так было не всегда. Я попробую описать, как все было буквально 15-16 лет назад. Это не повествования исторического толка. Просто набор случайных воспоминаний и моментов.

Вернемся в уже такой далекий 1999 год. В это время в Бобруйске открылся первый компьютерный клуб. По стечению обстоятельств был он расположен совсем недалеко от моего дома. Это собятие перевернуло мою жизнь: я впервые поиграл по сети в шутер. Моей первой «киберспортивной» дисциплиной стала игра Delta Force. Я уже знал в это время про Starcraft, Quake и Unreal. Но все же первой по настоящему сетевой игрой для меня был именно тактический шутер. Далее я окунулся в мир компьютерного спорта, завел десятки знакомств, сделал сайт про киберспорт и посетил десятки соревнований как участник или журналист.

В это время в Минске так же как грибы плодились компьютерные клубы. Люди играли между собой, кто-то выезжал в соседние Россию или Украину на турниры. В это же время начинают появляться какие-то тенденции в развитии игроков. На чемпионаты приезжают со своиими мышками, клавиатурами и наушниками. Писк моды – лазерная компьютерная мышь.

В те годы самой популярной дисциплиной в РБ становиться Quake 3 Arena. Лучшим игроком всея Беларуси того времени был Madmouse. Вы не знаете кто это, но вам уже и не надо. Конкуренцию ему в Беларуси могли составить не многие, например keep3r. Под шумок в Гомеле проходит очень крупный турнир с участием звезд мирового киберспорта. Из России приехали очень серьезные ребята, в том числе товарищ Полосатый.

Играли тогда часто еще в Unreal Tournament (по этой игре безоговорочным чемпионом в РБ был IceCube) и Starcraft: Broodwar (тогда лучшим был Sashok). И если в мире Анрила конкуренции особой не было никогда, то вот в Старкрафте за призовые всегда разворачивалась нешуточная борьба.

Где-то в начале 2000-х вышел мод для Half-Life с незамысловатым названием Counter-Strike. И тогда на мониторах всех компьютерных клубов можно было видеть фактически только эту игру.

В это же время компьютерные клубы начинают организовывать свои команды. Наибольшую известность получили команды Катана и Тарантул. Они неплохо показывали себя на турнирах не только в Беларуси, но и в ближнем зарубежье.

Все в тех же нулевых широкое распространение получили и два чемпионата мира по компьютерным играм: World Cyber Games (WCG) и ESport World Cup (ESWC). Все игроки страны следили за результатами и надеялись/мечтали, что когда-нибудь и наша страна сможет в этому поучаствовать.

Помню как часами скачивались VOD-ы с играми турниров. Затем они писались на диски и становились достоянием всех друзей и знакомых.

В 2002-м году в Беларуси была создана Федерация компьютерного спорта. Начала она за здравие. Здесь и Кубок РБ по Quake 3, CS и Starcraft, и... наконец-то в 2005-м году региональные отборочные на WCG, а затем и на ESWC. Отборочные эти, между прочим, проходили в рамках других крупных мероприятий, например, TIBO или Мотор-Шоу. Когда руководителем стал Николай Николаевич (простите не помню фамилию), то федерация стала приглашать на свои турниры журналистов киберпортивных сайтов и газет на компьютерню тематику. Такие же предложения всегда получал и я. На мероприятиях, надо заметить, присутствовал всегда, делал лайв-трансляции и все такое. К сожалению, организация не смогла просущестовать долго и вскоре была закрыта.

Но самым неожиданным турниром для меня были соревнования по Формуле 1. За неделю до настоящей гонки Формулы, ребята проводили заезд на этой же трассе только виртуальный. Количество кругов конечно же было значительно меньше, но целый сезон игроки сражались между собой, чтобы стать чемпионом. Это супер крутая идея, и я не могу понять, почему такого нет сегодня и сейчас. Кстати эти гонщики однажды получили шанс предавлять Беларусь на чемпионате мира во Франции, правда в несколько другой дисциплине – Gran Turismo. Чем один из них не приминул воспользоваться.

Затем появился Warcraft III. В этой игре конкуренция всегда была огромной. Первое место чаще всего доставалось товарищу Nightwolf-у. А за второе боролись Prohuman, Master, Spirit. Два последних играли в команде AllStars, которую создал в том числе и я. Неплохие результаты показывали наши спортсмены и на чемпионатах мира.

В середине 2000-х на Starcraft сцену страны вышел Lovely и захватил ее надолго. Он выигрывал много, выступал за иностранные профессиональные команды и хорошо показал себя на WCG.

Ну а апогеем развития белорусского киберспорта стало появление игрока в Quake 3/4/Live Алексея Cypher Янушевского. Это самый титулованный игрок в Quake в мире. Он выиграл все возможные турниры и обыграл всех возможных игроков. Его первым большим успехом стал выход в финальную часть ESWC от Беларуси. Он занял первое место в отборочном турнире, который проходил под эгидой БФКС в рамках Мото-Шоу 2006. В финальном турнире в Париже Леша занял второе место, но это был на тот момент самый громкий успех на мировой сцене для белорусского игрока. Всего через несколько лет ему уже не было равных в мире, а за его имя в ростере сражались лучшие команды современности.

Пока Cypher захватывал мир, киберспорт в Беларуси начал умирать. Сначала закончилась веселая история компьютерных клубов. Следом канули в лета специализированные издания. Попытка Wargaming с турнирами по World of Tanks успеха не имела, а команда Power Rangers по Dota 2 не смогла долго держаться на высоком уровне. Постепенно из компьютерного спорта ушли его последние «пионеры»-романтики, а перехватить инициативу было уже некому. Скорее всего мы уже больше никогда не увидим такие сайты как cybersport.tut.by, esport.by, sng.by, cyberfight.ru и другие, а о белорусских игроках мирового уровня еще долго будем говорить в прошедшем времени.

17.01.2016 17:36